Захотелось записать одну мысль. Я периодически говорю что-то такое, но, как правило, выходит так, будто говорю о привидениях.
Вот знаете, когда перепощивают какой-нибудь ролик, где кто-то поет, как правило, classical crossover или что-то в этом духе, с превосходными эпитетами, Мария Малибран, все умерли, бокалы бьются.
Я когда-то всегда слушала такие ролики, потому что люблю хорошие голоса, и почему бы не найти еще один. Но это каждый раз почему-то заканчивается одинаково.

Вот как раз сегодня мне пример вспомнился - мальтшык, выступавший за Францию на Евровидении, Amaury Vassili. Песня Sognu на корсиканском диалекте, как я понимаю. Я помню, как им все восхищались, какой чудный мальчик, все такое.
Что слышу я.
Я слышу маленький, камерный голос с небольшим (возможно, неразвитым) диапазоном. Спето очень натужно, тяжело, несмотря даже на обработку звука. Фразировка и акценты просто не ночевали (вот написала и подумала - может, он не знает диалекта, на котором поет? но для академиста это вообще не аргумент).
Почему-то этот мальчик учился академическому вокалу, но, думаю, его преподавателям-классикам было сразу очевидно, что на оперную сцену он не выйдет никогда, нет данных. Но ему повезло - у него эффектная внешность и сравнительно приятный тембр (средне-приятный, бывает и хуже). И вот мальчика выпускают, в общем-то, торговать мордой.

В принципе, это нормальный путь для кроссоверщика: почти все они учились академу, почти всем не хватило вокального аппарата. Но у Вассили на общем фоне есть одно отличие.

В classical crossover, несмотря на формальную широту жанра - в нем можно перепеть почти все (этим, кажется, занимался квартет Il Divo), - есть свой накатанный репертуар. Con Te Partiro там, Caruzo, Vivo Per Lei, несложные классические вещи вроде Lascia Ch'io Pianga - стандартный в принципе набор мелодичных кантиленных баллад, где есть куда размахаться голосом. Академисты такого не поют, а кроссоверщики - Брайтман вот та же, Бочелли - это их хлебушек.
Я не очень люблю этот жанр (думаю, это сразу было ясно), но техники пения он в любом случае требует и не терпит промахов. Он создан быть красивым, безупречным и несложным для восприятия.

Послушаем, как Вассили исполняет одну из таких репертуарных вещей: Con Te Partiro.
Одна моя приятельница называла такое исполнение "компот". Все на месте, но нет ни свободы, ни силы голоса. Только-только чтобы уложиться в темп и вытянуть все длительности - прислушайтесь, как у него обрывается голос на длинных нотах.
И ему не хватает диапазона, кстати - хотя вещь несложная.

И вот для сравнения - два тоже известных кроссоверщика, Расселл Уотсон и Хэйли Вестенра. Можно послушать и классической исполнение Брайтман-Бочелли, но, знаете, Брайтман - это немногим лучше Вассили:-)) С той лишь разницей, что у нее опыта больше и реально (был) большой диапазон. Хотя сравнивать все равно нечестно, они в разных категориях - тенор и колоратурное сопрано.

Просто вдогонку, чтобы добить - Вассили поет в некотором роде классический репертуар: Vivere. Три первых ноты уже говорят сами за себя - это сольфеджио. И - совсем забыла - он заглатывает звук, довольно типичная ошибка необученного голоса, который ставят в академическую позицию, в зевок.
И, заметим, это студийная запись. А кроссоверщики все активно концертируют. Хотя чисто студийные явления среди них тоже вроде имеются - Эмма Шаплин, кажется.
Есть у него еще бочеллиевская, кажется, Miserere, где слышно, как именно он дотягивается до верхних нот (это дуэт с Дзуккеро, если что - ну, вы услышите, кто там поет, а кто Вассили). Это даже прямо смешно - шепоточком-шепотком, так, что звук теряется за шипением. Ну, так многие делают, когда высоко и страшно:-))

Вот примерно это я слышу, когда в ленте попадаются ссылки на офигительных певцов с конкурсов, удивительных детей, британских домохозяек. Когда-то хуже, почти никогда лучше. Секрет же в чем?
Человек с очень хорошим голосом, как правило, попадает в поле зрения музыкантов и шоу-бизнеса очень быстро и очень рано. Голос - это такая штука, вроде кашля - не утаишь. И если у певца действительно выдающиеся данные, он быстро начинает учиться и идет стандартной дорогой, получает стандартную технику, нарабатывает стандартный репертуар. А в процессе он понимает, что такое хорошо, что такое плохо, как оценивается исполнительское мастерство, как работает голос - и на конкурсы, кроме профильных, не лазает - незачем.
Ну и из-за выдающихся данных он уходит в большую музыку: очень мало кто по собственной воле с самого начала идет в кроссовер. Если певец (именно певец, не группа, не музыкант вообще) вдруг из ниоткуда берется на большом поп-конкурсе - это чаще всего означает, что из профессиональной вокальной сферы он выпал, не справившись с требованиями, либо по какой-то причине туда не попадал. Скорее всего по той же самой.
Так что вдруг из ниоткуда взявшийся хороший голос на популярном конкурсе - не бывает. Чаще всего это голос плохой.

Кстати, заметим: отсутствие регулярного музыкального образования, как обычно пишут в биографиях: он нигде не учился! в 15 лет его заметил продюсер! - не означает отсутствия музыкального образования вообще. Более половины певцов заканчивали не консерватории и не Джульярд - они брали частные уроки, ходили на мастер-классы и воркшопы. С чистыми академистами это реже, в musical theatre - явление совершенно обыденное.

Если, однако, у вас есть обратные примеры - см. в начало поста, с радостью послушаю.