Необходимое вступление
Я искала в совершенно другом направлении: мне нужен был доктор наук, работающий по итальянской литературе XX века. То есть научный руководитель, который взял бы меня писать по Монтале.
Так вот, оказалось, что их нет. В смысле, в России нет. И неизвестно. Почти все русские итальянисты занимаются средневековьем, возрождением и барокко.
Четыре раза я кидала невод, четыре раза он приходил с этим примерно ответом и советом идти в аспирантуру ИМЛИ, "а там посмотрят". Но даже там аспирантов по XX веку, как мне рассказали, от безрыбья берет португалист. Впрочем, я уже была согласна на любого романиста.
А теперь будет амбула
Про открывающуюся в этом году магистерскую программу мне сказали сразу... но блин. Мне 32 года. Еще два года учиться, и потом три года аспирантуры, если повезет - сколько же мне будет тогда лет? Нет. Я решительно отказалась. Куда мне в студентки. И решительно собралась в ИМЛИ, и даже начала читать учебник философии.
И в то же время одним глазком все же взглянула на магистерскую программу. И увидела там два экзамена - итальянская литература с 16 вопросами и итальянский язык. До экзамена тогда оставался месяц. И я закрыла учебник философии и начала читать про Данте, уговаривая себя, что во-первых, все равно пригодится, во-вторых... ну я так, попробую, просто экзамены сдам и сразу же заберу документы. Потренируюсь. Я девять лет, в конце концов, ничего не сдавала. Просто проба сил, тем более что к одному экзамену я могла, судя по программе, не готовиться вовсе.
Цель моя все еще оставалась отложенной на октябрь, когда я в последний день подала документы, еще еле уговорив их принять. В голове скакали фразочки типа "покурю и сдам". Так Гумберт грезил и волхвовал, пока в понедельник я не пришла на консультацию и впервые нормально походила по университету.
Вот тут приз в игре показался мне стоящим. Я захотела тут учиться.
Но мне еще в самом начале сказали: бюджетных мест мало. В моем понимании мало - это два. Ну три. И на них я точно не могла рассчитывать. Поскольку я не филолог, итальянской литературе меня никто никогда не учил, а язык будут знать все поступающие. И вообще сейчас везде коррупция.
С этими примерно мыслями я пришла на первый экзамен - по специальности. И сдала его, как мне показалось, не очень-то, завалив грамматический анализ текста. Плохо, когда спрашивают то, чему ты никогда не учился. Я рассчитывала баллов на 60 и мысленно считала деньги в расчете на платное отделение. Ну и разумеется, корчилась от стыда за свой ответ.
Перед тестом по иностранному я сделала то, чего не делала с третьего, кажется, курса института: я открыла учебник и стала повторять правила. В МГИМО на экзамен выносятся только практические навыки: или ты умеешь, или не умеешь, учить смысла нет. Не помню, кстати, пригодилось ли мне это.
Разумеется, я накосячила в двух местах. Разумеется, мне было за это дико стыдно. Разумеется, мысли мои были о 50 баллах, не больше, и тех - из жалости. Я почти не спала и почти не ела, и на следующий день за результатами поехала с мыслью "освободите меня от оков".
Оказалось, 86. И еще оказалось, что специальность я сдала на 93, третьей по результатам из группы.
Я эээ... как это сказать? Офигела? Попросту не поверила?
Но гонка на этом еще не закончилась. Милейший руководитель объяснил мне, что мол-де комиссия по зачислению сегодня в полседьмого, а до того никто не знает, сколько мест выделят программе. И что я, конечно, неплохо все сдала, но этого может оказаться недостаточно - если выделят только три места, например.
Сейчас мне это кажется полной глупостью, но с пяти до семи я тупо болталась по РГГУ. Читала. Ходила. Запоминала переходы и лестницы. Уговаривала себя больно-то не мечтать. Считала деньги. Думала "Если я умру, то умру мушкетером". И множество подобной чертовни.
Наконец я устроилась в пустом коридоре, за углом от итальянского центра, про себя подумав "в засаде". И стала ждать, когда хлопнет дверь, о боже.
Дверь хлопнула, я выждала минуты три и прокралась к ней. Постучалась.
- А, Аня, входите! Я как раз хотел вам звонить... Ох, что вы, осторожнее, зацепились рукавом. Ну так вот, все в порядке, у нас шесть мест и мы вас берем. Проходной 169.
(на этом месте я потеряла дар речи на любом языке)
- Но это уже точно?
- Да, да, ваша фамилия в документах. Так вы не настаиваете на платном?
- Нет, конечно!
Мне хотелось его расцеловать.
Дальше я попросту суеверно ждала окончательной бумажки, то есть приказа о зачислении. И вот, This is the moment.
Поставлю себе какую-нибудь хорошую песню))