16:42

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Захотелось записать одну мысль. Я периодически говорю что-то такое, но, как правило, выходит так, будто говорю о привидениях.
Вот знаете, когда перепощивают какой-нибудь ролик, где кто-то поет, как правило, classical crossover или что-то в этом духе, с превосходными эпитетами, Мария Малибран, все умерли, бокалы бьются.
Я когда-то всегда слушала такие ролики, потому что люблю хорошие голоса, и почему бы не найти еще один. Но это каждый раз почему-то заканчивается одинаково.

Вот как раз сегодня мне пример вспомнился - мальтшык, выступавший за Францию на Евровидении, Amaury Vassili. Песня Sognu на корсиканском диалекте, как я понимаю. Я помню, как им все восхищались, какой чудный мальчик, все такое.
Что слышу я.
Я слышу маленький, камерный голос с небольшим (возможно, неразвитым) диапазоном. Спето очень натужно, тяжело, несмотря даже на обработку звука. Фразировка и акценты просто не ночевали (вот написала и подумала - может, он не знает диалекта, на котором поет? но для академиста это вообще не аргумент).
Почему-то этот мальчик учился академическому вокалу, но, думаю, его преподавателям-классикам было сразу очевидно, что на оперную сцену он не выйдет никогда, нет данных. Но ему повезло - у него эффектная внешность и сравнительно приятный тембр (средне-приятный, бывает и хуже). И вот мальчика выпускают, в общем-то, торговать мордой.

В принципе, это нормальный путь для кроссоверщика: почти все они учились академу, почти всем не хватило вокального аппарата. Но у Вассили на общем фоне есть одно отличие.

В classical crossover, несмотря на формальную широту жанра - в нем можно перепеть почти все (этим, кажется, занимался квартет Il Divo), - есть свой накатанный репертуар. Con Te Partiro там, Caruzo, Vivo Per Lei, несложные классические вещи вроде Lascia Ch'io Pianga - стандартный в принципе набор мелодичных кантиленных баллад, где есть куда размахаться голосом. Академисты такого не поют, а кроссоверщики - Брайтман вот та же, Бочелли - это их хлебушек.
Я не очень люблю этот жанр (думаю, это сразу было ясно), но техники пения он в любом случае требует и не терпит промахов. Он создан быть красивым, безупречным и несложным для восприятия.

Послушаем, как Вассили исполняет одну из таких репертуарных вещей: Con Te Partiro.
Одна моя приятельница называла такое исполнение "компот". Все на месте, но нет ни свободы, ни силы голоса. Только-только чтобы уложиться в темп и вытянуть все длительности - прислушайтесь, как у него обрывается голос на длинных нотах.
И ему не хватает диапазона, кстати - хотя вещь несложная.

И вот для сравнения - два тоже известных кроссоверщика, Расселл Уотсон и Хэйли Вестенра. Можно послушать и классической исполнение Брайтман-Бочелли, но, знаете, Брайтман - это немногим лучше Вассили:-)) С той лишь разницей, что у нее опыта больше и реально (был) большой диапазон. Хотя сравнивать все равно нечестно, они в разных категориях - тенор и колоратурное сопрано.

Просто вдогонку, чтобы добить - Вассили поет в некотором роде классический репертуар: Vivere. Три первых ноты уже говорят сами за себя - это сольфеджио. И - совсем забыла - он заглатывает звук, довольно типичная ошибка необученного голоса, который ставят в академическую позицию, в зевок.
И, заметим, это студийная запись. А кроссоверщики все активно концертируют. Хотя чисто студийные явления среди них тоже вроде имеются - Эмма Шаплин, кажется.
Есть у него еще бочеллиевская, кажется, Miserere, где слышно, как именно он дотягивается до верхних нот (это дуэт с Дзуккеро, если что - ну, вы услышите, кто там поет, а кто Вассили). Это даже прямо смешно - шепоточком-шепотком, так, что звук теряется за шипением. Ну, так многие делают, когда высоко и страшно:-))

Вот примерно это я слышу, когда в ленте попадаются ссылки на офигительных певцов с конкурсов, удивительных детей, британских домохозяек. Когда-то хуже, почти никогда лучше. Секрет же в чем?
Человек с очень хорошим голосом, как правило, попадает в поле зрения музыкантов и шоу-бизнеса очень быстро и очень рано. Голос - это такая штука, вроде кашля - не утаишь. И если у певца действительно выдающиеся данные, он быстро начинает учиться и идет стандартной дорогой, получает стандартную технику, нарабатывает стандартный репертуар. А в процессе он понимает, что такое хорошо, что такое плохо, как оценивается исполнительское мастерство, как работает голос - и на конкурсы, кроме профильных, не лазает - незачем.
Ну и из-за выдающихся данных он уходит в большую музыку: очень мало кто по собственной воле с самого начала идет в кроссовер. Если певец (именно певец, не группа, не музыкант вообще) вдруг из ниоткуда берется на большом поп-конкурсе - это чаще всего означает, что из профессиональной вокальной сферы он выпал, не справившись с требованиями, либо по какой-то причине туда не попадал. Скорее всего по той же самой.
Так что вдруг из ниоткуда взявшийся хороший голос на популярном конкурсе - не бывает. Чаще всего это голос плохой.

Кстати, заметим: отсутствие регулярного музыкального образования, как обычно пишут в биографиях: он нигде не учился! в 15 лет его заметил продюсер! - не означает отсутствия музыкального образования вообще. Более половины певцов заканчивали не консерватории и не Джульярд - они брали частные уроки, ходили на мастер-классы и воркшопы. С чистыми академистами это реже, в musical theatre - явление совершенно обыденное.

Если, однако, у вас есть обратные примеры - см. в начало поста, с радостью послушаю.

Комментарии
22.08.2011 в 17:41

Таких не берут в космонавты.
Нет обратных примеров, боюсь.
Все эти вокалёрные конкурсы, особенно "мы ищем таланты" разлива разных стран, для меня — страшная пытка.
Я слышу не приятный тембр, а "враки-враки-враки".

Вокал же не только техника, но как блестяще описывает у Жорж Санд Никколо — "понимание".
О каком же "понимании" может идти речь, когда цель — осилить техническую часть хотя бы неплохо?

Это варьете, дают "красивую" картинку и работают на эффектность. Вокал там всячески безобразен.
Бывают неплохие исполнения. Но, как правило, не за счёт удивительного голоса, а за счёт хорошо подобранной партии, которую удаётся спеть, и тщательной, тщательной работы над этой партией. А чудес не бывает. "Удивительный" голос — это эффектно поданный, вот и всё.

Знакомые, что любители таких шоу, что просто иногда их смотрящие, меня не понимают и считают снобом.

Ну что ж, пусть я сноб. Слуха, чтоб оценить все нюансы, кто что берёт, кто как тянет, мне не хватает, но фальшь я всё-таки слышу, и в техническом, и в эмоциональном плане. И чужие восторги по поводу "удивительных голосов" с таких конкурсов меня расстраивают и раздражают.

Это не зависть, ни Боже мой, петь я даже не пытаюсь, просто то, что вызывает восторг, для меня — издевательство над слухом и "враки". "Враки" в искусстве — отвратительная вещь. Так что огласна с написанным тобой, хотя полностью оценить техническую часть исполнения и не могу.
22.08.2011 в 20:09

51. Счастливы счастливые.
институтка
не знаю обратных примеров, не интересовалась))
я вдруг вспомнила, как мы с тобой долго перетирали тему шоу талантов))) этот мальчик из той же оперы, просто шоу бизнес)) поет милый мальчик, вот и все))
я тут недавно сэнсэю показала клип с Алессандро Сафи́на :) помнишь клип на песню Luna? он пару лет назад во многих дневниках был. так она мне сразу сказала, что это не совсем то, но какой красавчик!)))) про красавчика она раз десять за клип сказала, он ей очень приглянулся. ну и Алессандро круче этого мальчика палюбому))))
22.08.2011 в 20:17

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
ib.n
Ну вот да, я слышу только сольфеджирование: тут у нас нота, тут у нас нота, а тут пауза. А че, где само произведение - а не подвезли.
Там бывают от природы одаренные голосом люди - но это не значит ни техники, ни работы собственно ума. Особенно обидно, когда это дети, я когда-то писала о такой девочке, Джеки Ивэнко: institutka.diary.ru/p127992731.htm

Ghost Shakti
А они все красавчики, это жанр такой. Гробан, к которому у меня слабость, тоже выезжал на общей няшности - при несомненной одаренности и хорошей технике.
Сафина, я уж забыла как он звучит, тоже сольфеджирует по слогам: лу-на-ту, кван-ти со-но и кан-ти ке ри-суо-на-но... Голоса у него самую чуточку побольше. А что твоя сэнсэй вообще думает про сам жанр?
22.08.2011 в 20:27

51. Счастливы счастливые.
институтка
что она думает по поводу этого жанра, я спрошу) я ей тогда просто кучку роликов показывала. но, если что, ей ГО очень нравится))))) сама она академ поет, приглашала послушать)
22.08.2011 в 20:28

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Ghost Shakti
Что-что ей нравится, я не поняла?
22.08.2011 в 20:31

51. Счастливы счастливые.
институтка
Егор Летов :)
22.08.2011 в 20:35

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Ghost Shakti
Тоже бывает:-))
22.08.2011 в 22:11

Таких не берут в космонавты.
институтка, вот, сольфеджирование - тот термин, который мне не удалось подобрать. :)
Пошла слушать девочку, но там видео удалено пользователем. Попробую её нагуглить, подскажи, как латиницей правильно пишется?
22.08.2011 в 22:14

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Jackie Evancho.
22.08.2011 в 22:36

Таких не берут в космонавты.
Очень милая девочка, неудивительно, что все пищат от восторга. Я тоже слегка попискиваю. И поёт без грубых ошибок, так что это кажется великолепным исполнением.
Действительно чувствуется, что голоска не хватает. Но это шоу, а подана девочка просто сногсшибательно.
22.08.2011 в 22:37

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
А мне не нравится совсем. Это трюкачество, а не пение.
22.08.2011 в 22:39

Таких не берут в космонавты.
институтка, ну так я и говорю - "враки". Мне девочка понравилась. Хорошенькая.
А не пение. :)
29.08.2011 в 16:30

51. Счастливы счастливые.
институтка
спросила :) спокойно относится, не имеет ничего против. просто еще один жанр не имеющий отношения к академ. вокалу. если ее дочь будет слушать того же Сафи́на, она не будет возражать.