Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
100 романов, которые, по мнению коллектива редакции «НГ - Ex libris», потрясли литературный мир и оказали влияние на всю культуру (вычеркнуты прочитанные)
Как оказалось, филологическое образование - большое подспорье в чтении того, что никто никогда не читает, хотя все слышали.
читать дальше1. Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532–1553). плюс к этому проклятие всех второкурсников - монография Бахтина.
2. Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605–1615). у меня есть какое-то смутное ощущение, что я это читала не до конца.
3. Даниель Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» (1719). Даже дважды - в детстве и потом по программе, две разных книги оказалось:-))
4. Джонатан Свифт. «Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726). то же, что и с предыдущим.
5. Аббат Прево. «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731). и тоже программа. Вообще-то, если мне память не изменяет, это и есть первый европейский роман и первый европейский романный герой.
6. Иоганн Вольфганг Гёте. «Страдания молодого Вертера»(1774). и снова по программе. Надо сказать, читать мне нравилось - во всяком случае, больше, чем "Фауста":-))
7. Лоренс Стерн. «Жизнь и убеждения Тристрама Шенди» (1759—1767).
8. Шодерло де Лакло. «Опасные связи» (1782).
9. Маркиз де Сад. «120 дней Содома» (1785). я начинала читать, помнится, с романа "Окстьерн, или несчастья либертинажа", и все не могла понять, где же ужас-ужас и разврат. А потом как раз шли "120 дней Содома". Там все и было:-)))
10. Ян Потоцкий. «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1804). я дочитывала до трети и запутывалась в гирляндной структуре:-)) действие развивается так: идет один герой, встречает другого, тот ему начинает рассказывать свою историю. в этой истории кто-то тоже рассказывает свою историю, в процессе которой еще один кто-то тоже рассказывает свою историю... в общем, на седьмом или восьмом витке я бросила.
11. Мэри Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818).
12. Чарльз Мэтьюрин. «Мельмот-скиталец» (1820). очень люблю. это своего рода "роман — знатный предок", то есть в нем много зародышей тем и зачатков аллюзий - через два века.
13. Оноре де Бальзак. «Шагреневая кожа» (1831).
14. Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери» (1831). вот странно, я читала всего Гюго, полностью, собрание сочинений... кроме одного этого романа. и прочитала в конце концов только из-за мюзикла. нет, "Отверженные" определенно лучше. а еще лучше - "Труженики моря":-))
15. Стендаль. «Красное и черное »(1830–1831). случайно попался в руки - был в квартире, где мы живем. начала и бросила - совсем не помню почему. наверное, был не к настроению. надо найти.
16. Александр Пушкин. «Евгений Онегин» (1823–1833). нереально прекрасная штука. я не шучу. я его перечитываю раз в полгода. с любого места.
17. Альфред де Мюссе. «Исповедь сына века» (1836).
18. Чарльз Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837).
19. Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени» (1840). ну, это понятно:-)) в отрочестве я очень этот роман любила - больше, чем "Онегина".
20. Николай Гоголь. «Мертвые души »(1842).
21. Александр Дюма. «Три мушкетера» (1844).
22. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия»(1846).
23. Герман Мелвилл. «Моби Дик» (1851).
24. Гюстав Флобер. «Мадам Бовари» (1856).
25. Иван Гончаров. «Обломов» (1859). искренне люблю со школьной программы. впрочем, не так сильно, как "Обыкновенную историю".
26. Иван Тургенев. «Отцы и дети» (1862). и тоже любовь со школы.
27. Майн Рид. «Всадник без головы» (1865). в детстве не читала, а сейчас - ниасилила. читается как феерический гротеск:-))
28. Федор Достоевский. «Преступление и наказание» (1866).
29. Лев Толстой. «Война и мир» (1867–1869). его ругают, а я его люблю: " - Переменился! Нет! Свечи! Чаю!"
30. Федор Достоевский. «Идиот» (1868–1869).
31. Леопольд фон Захер-Мазох. «Венера в мехах» (1870).
32. Федор Достоевский. «Бесы» (1871–1872). даже не пыталась.
33. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (1876) / «Приключения Гекльберри Финна» (1884).
34. Лев Толстой. «Анна Каренина» (1878). вообще-то это один из самых страшных романов в русской литературе - может, и в мировой; решительно не понимаю, почему над ним потешаются и вписывают в феминистический дискурс, прстгспди.
35. Федор Достоевский. «Братья Карамазовы» (1879–1880) пыталась лет в 13 - неудивительно, что не смогла, правда?
36. Михаил Салтыков-Щедрин.«Господа Головлевы» (1880–1883). о черт, не перечитывала со школы, но как это читалось потрясающе! одно из самых ярких впечатлений программы.
37. Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (1891). кажется, так и не. не хочется.
38. Герберт Уэллс. «Машина времени» (1895). непонятно почему прошло мимо, хотя уэллсовская фантастика дергает мне за нужные нервные окончания. сейчас это назвали бы стимпанком.
39. Брэм Стокер. «Дракула» (1897).
40. Джек Лондон. «Морской волк »(1904).
41. Федор Сологуб. «Мелкий бес »(1905).
42. Андрей Белый. «Петербург» (1913–1914).
43. Густав Майринк. «Голем» (1914).
44. Евгений Замятин. «Мы» (1921). читалось почему-то как "фантастика про любовь". наверное, так и есть.
45. Джеймс Джойс. «Улисс» (1922). ну чо, писать "ниасилил"?:-))))))))))
46. Илья Эренбург. «Необычайные похождения Хулио Хуренито» (1922).
47. Ярослав Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921–1923). в детстве. ничего не понятно, но очень сочно и смешно.
48. Михаил Булгаков. «Белая гвардия» (1924). ну его вообще.
49. Томас Манн. «Волшебная гора» (1924).
50. Франц Кафка. «Процесс» (1925). не успела дочитать - книжку, кажется, отобрали:-))
51. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. «Великий Гэтсби» (1925). и роман хороший. и эпоха. но отзывает институтской программой хоумридинга, на которой я как раз и мучилась с этим романом.
52. Александр Грин. «Бегущая по волнам» (1928).
53. Илья Ильф, Евгений Петров. «Двенадцать стульев» (1928).
54. Андрей Платонов. «Чевенгур» (1927–1929). "Котлован" лучше. а лучше всего - малая проза.
55. Уильям Фолкнер. «Шум и ярость» (1929). чорт, вот именно этот роман я у Фолкнера не люблю. все люблю до дрожи, а это нет.
56. Эрнест Хемингуэй. «Прощай, оружие!» (1929). тоже, надо сказать, не из любимых.
57. Луи Фердинанд Селин. «Путешествие на край ночи» (1932).
58. Олдос Хаксли. «О, дивный новый мир» (1932).
59. Лао Шэ. «Записки о Кошачьем городе» (1933).
60. Генри Миллер. «Тропик Рака» (1934).
61. Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1925–1936).
62. Маргарет Митчелл. «Унесенные ветром» (1936). несколько раз от скуки начинала в гостях и от скуки же закрывала. пока про платья - все хорошо, дальше невозможно.
63. Эрих Мария Ремарк. «Три товарища» (1936–1937). вот опять тот случай, когда у автора все читал, кроме самого программного. вообще, конечно, не все...
64. Владимир Набоков. «Дар» (1938–1939). отличная русская проза, совсем не похожая на Набокова, как он есть в других своих текстах.
65. Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита» (1929–1940). надоел и навяз в зубах. самый слабый роман у автора.
66. Михаил Шолохов. «Тихий Дон» (1927–1940). о, это надо распробовать. я распробовала, хотя мне не интересны ни эпоха, ни тема. а текст сильнейший в 20 веке из русских.
67. Роберт Музиль. «Человек без свойств» (1930–1943).
68. Герман Гессе. «Игра в бисер» (1943). тупо не дочитала.
69. Вениамин Каверин. «Два капитана» (1938–1944). после "Норд-Оста":-)))))))
70. Борис Виан. «Пена дней» (1946).
71. Томас Манн. «Доктор Фаустус» (1947).
72. Альбер Камю. «Чума» (1947).
73. Джордж Оруэлл. «1984» (1949). кто-то еще сомневается, что я это читала?:-))))))))))))
74. Джером Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (1951). разумеется. только читала очень не вовремя, да и осилив уже к тому времени апдайковского "Кентавра". рядом с ним - это, конечно, сахарный леденец:-))
75. Рей Бредбери. «451 по Фаренгейту» (1953).
76. Джон Р. Р. Толкин. «Властелин колец» (1954–1955). асилил. никогда не любила эпос.
77. Владимир Набоков. «Лолита» (1955; 1967, русская версия). из обожаемого.
78. Борис Пастернак. «Доктор Живаго» (1945–1955). снова - ну его.
79. Джек Керуак. «На дороге» (1957).
80. Уильям Берроуз. «Голый завтрак» (1959). просто в руки не попался.
81. Витольд Гомбрович. «Порнография» (1960).
82. Кобо Абэ. «Женщина в песках» (1962). не дочитала. дочитала "Чужое лицо", что, мне кажется, говорит о тексте.
83. Хулио Кортасар. «Игра в классики» (1963). из всех латиносов люблю меньше всего. даже прямо-таки не люблю. и за ореол ТКП, и за ррамантычность, и за формирование особой субкультуры. ну и за то, что перед Маркесом - сынок, а перед Борхесом - внучок:-))))
84. Николай Носов. «Незнайка на Луне» (1964–1965).
85. Джон Фаулз. «Волхв» (1965).
Хи-хи. Там аннотация к нему потрясающая была. Я даже процитирую: Жизнь и ужасающие приключения души и смысла современных робинзонов крузо на, увы, обитаемом острове сплошных кошмаров. Никто никогда не простит никому и ничего.
"И самое интересное в этом вранье..." - редко и встретишь такое, чтобы ну совсем не имело никакого отношения к тексту. ах, хотя нет, слово "остров" совершенно правильное. вообще-то это о любви и прощении как раз:-)) я даже однажды тайком, очень тайком цитировала его в своем...
86. Габриэль Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества» (1967) угу. сложные у меня чувства к нему. пугает он меня. глубинные фольклорные страхи. впрочем, там почти вся литература такая.
87. Филип К. Дик. «Снятся ли роботам электроовцы» (1968).
88. Юрий Мамлеев. «Шатуны» (1968).
89. Александр Солженицын. «В круге первом» (1968). вот это и еще "Раковый корпус" - то, что люблю вопреки эээ неоднозначности фигуры автора:-)) здорово, и все тут.
90. Курт Воннегут. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969).
91. Венедикт Ерофеев. «Москва–Петушки» (1970).
92. Саша Соколов. «Школа для дураков» (1976).
93. Андрей Битов. «Пушкинский дом» (1971).
94. Эдуард Лимонов. «Это я – Эдичка» (1979).
95. Василий Аксенов. «Остров Крым» (1979).
96. Милан Кундера. «Невыносимая легкость бытия» (1984). тоже блин из круга кортасарова.
97. Владимир Войнович. «Москва 2042» (1987).
98. Владимир Сорокин. «Роман» (1994).
99. Виктор Пелевин. «Чапаев и Пустота» (1996).
100. Владимир Сорокин. «Голубое сало» (1999). кажется, это любимый роман моего мужа. и любимый автор. наряду с Достоевским. очень логично, по-моему.
Как оказалось, филологическое образование - большое подспорье в чтении того, что никто никогда не читает, хотя все слышали.
читать дальше
7. Лоренс Стерн. «Жизнь и убеждения Тристрама Шенди» (1759—1767).
8. Шодерло де Лакло. «Опасные связи» (1782).
10. Ян Потоцкий. «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1804). я дочитывала до трети и запутывалась в гирляндной структуре:-)) действие развивается так: идет один герой, встречает другого, тот ему начинает рассказывать свою историю. в этой истории кто-то тоже рассказывает свою историю, в процессе которой еще один кто-то тоже рассказывает свою историю... в общем, на седьмом или восьмом витке я бросила.
11. Мэри Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818).
15. Стендаль. «Красное и черное »(1830–1831). случайно попался в руки - был в квартире, где мы живем. начала и бросила - совсем не помню почему. наверное, был не к настроению. надо найти.
17. Альфред де Мюссе. «Исповедь сына века» (1836).
18. Чарльз Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837).
22. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия»(1846).
23. Герман Мелвилл. «Моби Дик» (1851).
24. Гюстав Флобер. «Мадам Бовари» (1856).
27. Майн Рид. «Всадник без головы» (1865). в детстве не читала, а сейчас - ниасилила. читается как феерический гротеск:-))
31. Леопольд фон Захер-Мазох. «Венера в мехах» (1870).
32. Федор Достоевский. «Бесы» (1871–1872). даже не пыталась.
35. Федор Достоевский. «Братья Карамазовы» (1879–1880) пыталась лет в 13 - неудивительно, что не смогла, правда?
37. Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (1891). кажется, так и не. не хочется.
38. Герберт Уэллс. «Машина времени» (1895). непонятно почему прошло мимо, хотя уэллсовская фантастика дергает мне за нужные нервные окончания. сейчас это назвали бы стимпанком.
39. Брэм Стокер. «Дракула» (1897).
40. Джек Лондон. «Морской волк »(1904).
41. Федор Сологуб. «Мелкий бес »(1905).
42. Андрей Белый. «Петербург» (1913–1914).
43. Густав Майринк. «Голем» (1914).
45. Джеймс Джойс. «Улисс» (1922). ну чо, писать "ниасилил"?:-))))))))))
46. Илья Эренбург. «Необычайные похождения Хулио Хуренито» (1922).
49. Томас Манн. «Волшебная гора» (1924).
50. Франц Кафка. «Процесс» (1925). не успела дочитать - книжку, кажется, отобрали:-))
55. Уильям Фолкнер. «Шум и ярость» (1929). чорт, вот именно этот роман я у Фолкнера не люблю. все люблю до дрожи, а это нет.
57. Луи Фердинанд Селин. «Путешествие на край ночи» (1932).
58. Олдос Хаксли. «О, дивный новый мир» (1932).
59. Лао Шэ. «Записки о Кошачьем городе» (1933).
60. Генри Миллер. «Тропик Рака» (1934).
61. Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1925–1936).
62. Маргарет Митчелл. «Унесенные ветром» (1936). несколько раз от скуки начинала в гостях и от скуки же закрывала. пока про платья - все хорошо, дальше невозможно.
63. Эрих Мария Ремарк. «Три товарища» (1936–1937). вот опять тот случай, когда у автора все читал, кроме самого программного. вообще, конечно, не все...
67. Роберт Музиль. «Человек без свойств» (1930–1943).
68. Герман Гессе. «Игра в бисер» (1943). тупо не дочитала.
70. Борис Виан. «Пена дней» (1946).
71. Томас Манн. «Доктор Фаустус» (1947).
75. Рей Бредбери. «451 по Фаренгейту» (1953).
79. Джек Керуак. «На дороге» (1957).
80. Уильям Берроуз. «Голый завтрак» (1959). просто в руки не попался.
81. Витольд Гомбрович. «Порнография» (1960).
82. Кобо Абэ. «Женщина в песках» (1962). не дочитала. дочитала "Чужое лицо", что, мне кажется, говорит о тексте.
83. Хулио Кортасар. «Игра в классики» (1963). из всех латиносов люблю меньше всего. даже прямо-таки не люблю. и за ореол ТКП, и за ррамантычность, и за формирование особой субкультуры. ну и за то, что перед Маркесом - сынок, а перед Борхесом - внучок:-))))
Хи-хи. Там аннотация к нему потрясающая была. Я даже процитирую: Жизнь и ужасающие приключения души и смысла современных робинзонов крузо на, увы, обитаемом острове сплошных кошмаров. Никто никогда не простит никому и ничего.
"И самое интересное в этом вранье..." - редко и встретишь такое, чтобы ну совсем не имело никакого отношения к тексту. ах, хотя нет, слово "остров" совершенно правильное. вообще-то это о любви и прощении как раз:-)) я даже однажды тайком, очень тайком цитировала его в своем...
87. Филип К. Дик. «Снятся ли роботам электроовцы» (1968).
88. Юрий Мамлеев. «Шатуны» (1968).
92. Саша Соколов. «Школа для дураков» (1976).
93. Андрей Битов. «Пушкинский дом» (1971).
94. Эдуард Лимонов. «Это я – Эдичка» (1979).
95. Василий Аксенов. «Остров Крым» (1979).
97. Владимир Войнович. «Москва 2042» (1987).
98. Владимир Сорокин. «Роман» (1994).
99. Виктор Пелевин. «Чапаев и Пустота» (1996).
100. Владимир Сорокин. «Голубое сало» (1999). кажется, это любимый роман моего мужа. и любимый автор. наряду с Достоевским. очень логично, по-моему.
подобных рейнигов составляется множество (последний, который я кроме этого видела - в Русском репортере - там всего 10 писателей), но составлены они людьми европейской культуры, более того русской.
Я не мню себя знатоком литературы, не подумайте, но я требую обоснуя к кажому пункту! Почему именно эта книга чего-то там потрясла и как-то там повлияла.
Как человек доверчивый, я могу потом даже прочитать что-то из того, что не читала.
именно таким образом я, под давлением авторитетов, прочитала и Дефо, и Сервантеса, и Гюго совершенно вне всякой программы.
Zarabka, а это все потому, что я на филфаке только два курса отучилась:-)))) Зато я читала много другого, и вообще, протестую, почему нет "Памелы"?!
Гость, птушта иначе бы я фиг прочитала:-))
Sat-nam, понимаете, для меня это штука самоочевидная. Дело не в том, кого и как эти книги потрясали. Дело в том, какое место они занимают в общем литературном процессе. Особенно это касается начала списка. Потому что именно эти книги заложили структуры и паттерны, которые определяют всю европейскую литературу, грубо говоря. Например, тот же "Дон Кихот" - это первый оригинальный сюжет в европейской литературе... Литература ведь как косичка, все взаимосвязано и переплетено:-)) Когда прочитываешь первоисточник, начинаешь лучше понимать, откуда что взялось в том или ином тексте, в направлении...
Продолжение списка, особенно век двадцатый, конечно, более чем субъективно - например, нет весьма важного для англоговорящих Генри Джеймса, нет Сартра, еще много кого нет. Есть Керуак, но нет Апдайка. Ну и выбор конкретного произведения тоже, очевидно, был весьма труден - почему именно этот Ремарк, именно этот Хемингуэй, именно этот Набоков? Кстати, и Диккенс тоже. И Гюго.
Если можете дать какую-то ссылку на более развернутую инфу по этому списку - буду благодарна, мне как не-филологу и вообще не-гуманитарию ужааааасноо интересно как оно все начиналось))))))
Что касается конкретно этого списка, то он... более чем субъективен. У меня есть даже некоторое ощущение, что первая его половина как раз и составлена на основе стандартной филфаковской программы. Обычная журналистская работа, не слишком квалифицированная, кстати.
Я советую вам поискать в реале или в сети какой-нибудь простенький учебник по введению в литературоведение. Просто вы задаете такие... эээ... всеобъемлющие вопросы, на которые дать короткий и четкий ответ не представляется возможным.
да, я такая)))
ладно поищу - пойду самообразовываться - глядишь и образуюсь в кого-нибудь (хорошо бы в себя)