Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Кажется, это называется "остроумие на лестнице", ну да черт с ним.
По мотивам очередной малопарламентской дискуссии о фанфикшене. Так вот, собственно. Фанфик, в особенности пресловутый релейшеншипоцентричный (слоновое слово!) - это текст с прозрачной авторской интенцией. Я сейчас говорю не о сюжете, а скорее об общем посыле текста, о том, о чем, собственно, автор пишет.
Отсюда, кстати, и все обязательные требования шапок. Аудитория не просто признает ясность интенции, она требует ее обозначить. Когда в аудитории в силу каких-либо внешних причин намечается серьезный раскол по интересам к тексту (см. войны ГП-фандома по поводу фиков со смертью героя), требование об абсолютной предварительной ясности интенции переходит из рекомендательных в разрешительные.
Не в смысле запрета выкладывать текст (хотя и так бывает) а в смысле запрета на существование самого текста - как в форме непрочтения, так и в форме декларации.
Но, как правило, даже без шапки интенция видна по первым двум-трем абзацам, с точностью до сюжетного хода.
Кстати, еще о шапках. Я понимаю, зачем они нужны при архивировании текстов. Но просто при выкладывании на какой-либо, хм, интерактивный ресурс - форум, дневник; или на ресурс, принадлежащий одному автору... словом, не знаю.
По мотивам очередной малопарламентской дискуссии о фанфикшене. Так вот, собственно. Фанфик, в особенности пресловутый релейшеншипоцентричный (слоновое слово!) - это текст с прозрачной авторской интенцией. Я сейчас говорю не о сюжете, а скорее об общем посыле текста, о том, о чем, собственно, автор пишет.
Отсюда, кстати, и все обязательные требования шапок. Аудитория не просто признает ясность интенции, она требует ее обозначить. Когда в аудитории в силу каких-либо внешних причин намечается серьезный раскол по интересам к тексту (см. войны ГП-фандома по поводу фиков со смертью героя), требование об абсолютной предварительной ясности интенции переходит из рекомендательных в разрешительные.
Не в смысле запрета выкладывать текст (хотя и так бывает) а в смысле запрета на существование самого текста - как в форме непрочтения, так и в форме декларации.
Но, как правило, даже без шапки интенция видна по первым двум-трем абзацам, с точностью до сюжетного хода.
Кстати, еще о шапках. Я понимаю, зачем они нужны при архивировании текстов. Но просто при выкладывании на какой-либо, хм, интерактивный ресурс - форум, дневник; или на ресурс, принадлежащий одному автору... словом, не знаю.
Офтоп: не могу не вспомнить одну такую аннотацию. Сама книга была весьма дурацкая. причем настолько, что я ее содержание забыла напрочь, но вот аннотацию забыть не могу, уж очень та ачипятка была роскошная: народ стенал под игом БЕЗЛАЖОСТНЫХ завоевателей! Нет, ну в самом деле - безлажостные они, и все тут, взяли и завоевали, и никакой лажи!
А насчет релейшеншипоцентризма... слово, ИМХО, не просто слоновое, а еще и ничего толком не выражающее и дико напонтованное.
ага, про интенцию - очень точно. причем, как фикописатель я всегда стремлюсь сломать стереотип, а как читатель - ненавижу, когда авторы это делают
верно, но с другой стороны стереотип подразумевает масочность, кукольность персонажей, довление амплуа, а автор хочет, чтобы они были живыми, и тут начинается извечная борьба художника с каноном (классический пример - иконописные каноны).
В общем, сложное это все-таки дело...
И амплуа и его давление - тоже не самый простой вопрос...
Аудитория не просто признает ясность интенции, она требует ее обозначить.
Я за ясность интенции в ориджаналах, но против в фанфиках.
Хотелось бы, но читать
убийца - шоферкраткое содержание фанфика заранее неинтересно.А из аннотации к книге дааааавно уже ничегошеньки нельзя почерпнуть Поэтому я и пишу - раньше можно было узнать.
Не совсем. Они служат для обозначения жанра и завязки, иногда - сеттинга и примерного сюжета (последнее очень редко). Я же имею в виду именно интенцию - т.е. намерение автора сказать именно об этом именно в такой форме. То есть, если хотите, сплав идеи и структуры. Аннотация, как правило, обозначает структуру, поэтому так часто можно слышать: господи, так книга-то о другом совсем!
Эрл Грей, литература как таковая строится скорее на неясности авторской интенции, чем на ее ясности. Наемные аннотаторы, кстати, эту неясность и сохраняют:-)) Но в любом случае пересказ интенции не равен тексту, если это, конечно, не фанфик.
NoFace, а я, наоборот, очень радуюсь, когда мне не с первых трех абзацев понятно, что и как дальше напишет автор:-))) Это не элемент непредсказуемости, это, как мне кажется, что-то связанное с полнотой текста, с его многомерностью...
у меня есть страшное подозрение, что я не люблю потуги на оригинальный фанфикшен просто потому, что авторы не дотягивают
Да, это тоже - структуру текста сложно удерживать, а когда интенция обозначена и она сравнительно простая, то далее - по накатанной.
Но это беда не одних фанфикеров:-)))
Кстати, о простоте интенции. Она еще плохо работает на стилистику. Написал человек в шапке "ангст" - угадайте с трех раз, какой типовой набор Ухудшанского он будет использовать?
Написал человек в шапке "ангст" - угадайте с трех раз, какой типовой набор Ухудшанского он будет использовать?
необязательно, разве что автор неумелый.
я не о правилах, я о банальных и тошнотворных языковых средствах. язык пока у нас нигде и никак не регламентирован
В случае "типового набора Ухудшанского" правила (вернее, скажем так, это константы) используются непосредственно в тексте, а не как направляющие, призванные указать развитие текста (как именно - автор уже сам решает).
NoFace, да, я тоже об языковых средствах. Мусорный бак:-))))))
"В Эдинбурге похищены и зверски убиты две юные девушки и пропала третья. Среди множества полицейских, охотящихся за маньяком-убийцей, - инспектор Ребус, обладатель тысячи дурных привычек и никудышный семьянин. И вдруг именно ему начинают приходить странные посылки, содержащие ключ к разгадке преступления".
Следите за руками: это почти новость:-))) Где - что - кто сделал. А интенции нет. Мы не знаем ни чем кончится, ни каков герой, ни какова даже общая тональность текста, пока книгу не прочтем.
ну почему же, мы знаем, что это детектив, со всеми вытекающими.
У нас даже из жанров есть выбор - это может быть детектив, триллер, нуар; да и у детектива есть разновидности.
И тем не менее это ничего не говорит о тексте:-)) Он... в общем, о другом. Хотя формально это триллер (видите, я подсказываю:-))) Мы даже не знаем, чем кончится текст: найдут ли преступника; не найдут, но покажут зрителю; найдут, но не осудят; найдут, но лучше бы не находили; или в центре текста окажется вообще не расследование. Выбор даже в рамках жанра, как видите, весьма широкий.
я не читала текст, но по аннотации сделала вывод, что в тексте будет расследование, которое будет вести в том числе упомянутый чувак, и с вероятностью 90% именно он найдет виновных, то есть четкая детективная составляющая. остальное, ессно, за кадром.
Ну я и говорю - структуру, но не интенцию. Кстати, насколько я помню, вы не угадали:-)))
а я не пыталась угадать - просто сказала, какие ожидания от текста вызывает данная аннотация лично у меня.
Ага, в том и дело: будь ясна интенция, ожидания совпали бы с реальностью:-))) как это и бывает в фиках обычно.
с другой стороны, аннотация, вызывающая неверные ожидания, может работать против текста, потому что в случае данного примера его не будут читать те, кому не интересен детектив.
Это минус, конечно:-)) Но тут мы подходим к вопросу коммерческого позиционирования. Книга вышла в серии, где издаются детективы и триллеры. У нее заметное оформление, т.е. тут уже и не читая аннотацию поймешь, об чем звук. С другой стороны, серия претендует на некоторую интеллектуальность. То есть читать будут либо те, кто в принципе любит эту серию, либо те, кто любит детективы как жанр. Аудитория широкая.