Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Мне кажется, вопрос о кратком курсе под рабочим названием "Что такое текст и как он работает" назрел. Аж лопнет вот-вот.

С чего начинать?

Комментарии
25.12.2007 в 17:22

В связях, порочащих его, был, но не замечен...
Тема текста не раскрыта.
25.12.2007 в 17:25

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
*записывает* начинать с определения текста.
25.12.2007 в 19:54

По-моему, надо начать вообще с пояснения, почему не любое прочтение текста - правильное.
25.12.2007 в 19:58

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Ася, не сыпь мне на рану, я не знаю, как это объяснять, чтобы звучало убедительно. У кого бы посмотреть?
25.12.2007 в 19:59

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
А, да, у Эко есть пример про красную шапочку в алхимическом контексте. Подойдет?
25.12.2007 в 20:19

Да, можно у Эко. А лучше всего - как ты понимаешь. Своими словами :-).
25.12.2007 в 20:26

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Оооой. Асенька, но то, что я понимаю - это ж не авторитет.
Можно ли тебе позвонить?
25.12.2007 в 20:48

Да, конечно. :-) Только у меня голос до сих пор хриплый :-))). Сегодня речь толкала в библиотеке на подведении итогов некоего конкурса, самой противно было.

27.12.2007 в 12:00

На площадке танцевальной музыка с утра...
А почему, кстати, прочтение "Красной Шапочки" как алхимического трактата не имеет права на существование? Потому что автор туда этого не клал? Потому что в этом случае форма отрывается от изначально заложенного содержания и начинается постмодернизЬм?

Или?..
27.12.2007 в 16:36

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Comma, просто текст этой трактовки не поддерживает:-))
Пример очень изящный. (это из "Шести прогулок в литературных лесах")
Красная Шапочка означает киноварь (т.е. сульфид ртути). Получается, что в ней содержится ртуть в чистом виде, которую и надо извлечь. Ртуть очень текуча - не случайно мама предупреждает Красную Шапочку, чтобы та не бегала по лесу где попало. Волк воплощает хлористую ртуть, или каломель (греч. "черная красота"). Чрево волка - это тигель алхимика, где киноварь превращается в ртуть.
Но если Красная Шапочка в конце сказки уже не киноварь, а ртуть - почему же на ней тогда все та же красная шапочка? Она должна быть серебристой! Но варианта, где девочка выходит из чрева волка в серебряной шапочке, не существует.
Так и отсекаются ложные интерпретации.
27.12.2007 в 16:38

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Да, забыла совсем. Насчет "автор не клал". Литературоведение это не интересует. Оно занимается не тем, что автор хотел сказать, а тем, что он сказал.
27.12.2007 в 16:52

На площадке танцевальной музыка с утра...
институтка, читала, помню. )

Ага, значит, литературоведение не занимается тем, "что хотел сказать автор этим произведением". Это уже радует.)

Я правильно понимаю, что интерпретация - это извлечение содержания из формы? И что содержаний можно в этом случае извлечь сколько угодно, если они не противоречат форме? То есть, подари лесорубы (или бабушка) девочке серебряный венчик в финале, можно было бы толковать и алхимически?
27.12.2007 в 17:07

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Ага, значит, литературоведение не занимается тем, "что хотел сказать автор этим произведением"
Ну да:-))) Похожими вопросами занимается (как минимум есть т.н. теория автора).

Я правильно понимаю, что интерпретация - это извлечение содержания из формы?
Это скорее трактовка, но можно и так назвать. Содержаний можно действительно извлечь несколько - разноплановых, разноокрашенных, но ровно до тех пор, пока они не противоречат тексту и/или контексту. Т.е. если автор, допустим, символики какой-то знать не мог, то он и вложить ее туда не мог. Ну, например, в этом смысле бесперспективно искать в "Красной шапочке" символику майя.
Но главное, конечно, чтобы интерпретация не противоречила самому тексту. Причем не одному эпизоду, а всему тексту: я почему оговариваю - это наиболее часто встречающаяся ошибка.
27.12.2007 в 17:13

На площадке танцевальной музыка с утра...
А чем трактовка от интерпретации и (кутить так кутить) толкования отличается?
27.12.2007 в 17:20

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Да это синонимы:-))) Научно чаще всего применяется термин "интерпретация".