Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Хво, прежде всего для Вас:-)))
А также для всех желающих.
очень многа букаф
1. Романтизм: хронология и типология.
2. Особенности романтического мироотношения.
3. Романтизм как художественный метод.
Романтизм занимает в литературе начала XIX века господствующее положение. Это единственный метод, который к середине 20-х гг. стал ведущим художественным методом в литературе и исчерпал все свои возможности к концу 30-х – началу 40-х гг.
Применительно к европейскому романтизму картина кажется ясной (реакция на французскую буржуазную революцию): попытка неприятия действительности.
Но в чем корни русского романтизма?
Влияние французской буржуазной революции было слабым. Была попытка поправить эту идею тем, что романтизм занесли в ходе войны 1812 года. Но первые романтические произведения появились уже в 1806-07 гг.
Истоки русского романтизма лежат не столько в истории и социальной жизни, сколько в собственно литературных недрах. Истоки заключались в кризисе просветительского, рационалистического сознания, господствовавшего в русском обществе.
Просветительство основывается на тезисе о том, что идеи правят миром. Первенство идеального начала относительно реального толковалось как тезис о том, что с помощью правильных идей можно построить правильное общество и сформировать правильного человека.
Однако возникает подозрение, что это неверно. К концу 18 века разрыв между накопленным идейным опытом и реальной социальной практикой оказался очевидным. Этот результат и послужил причиной. Следовательно, человек конца 18 – начала 19 века – рационалист, который начал излагать рационалистические идеи не только потому, что они верны, а и потому, что они начали наполняться человеческим содержанием. Из внеличных идей они стали превращаться в личные.
Присвоение, индивидуализация, субъективизация внеличных ценностей стала той почвой, из которой в начале 19 века начал прорастать русский романтизм.
Важно то, что к концу 18 века русский рационализм пришел к еще одному парадоксальному этапу. Он настаивал на создании грандиозной, незаурядной личности. Однако 18 век ставил перед человеческой личностью жесткие ограничения: требуя исключительности, требовал равно и одинаковости, похожести на всех остальных.
Требование исключительной личности может быть выполнено только тогда, когда эта личность выпадет из общей системы ценностей. И вот в творчестве Дмитриева, Карамзина возникают герои, которые отделяют себя от остального мира, и уходят в свой малый мир, живущий по своим законам. Так появляется тема «уголка». Но выпавший человек оказывается частным человеком, асоциальным, агосударственным.
Следующий шаг - узнавание горькой истины: от общих правил не убежать. Следовательно, «уголок» есть иллюзия, а большой мир – рядом с тобой. Тогда противостояние человека миру переносится из внешней сферы в духовную. Это и есть момент формирования романтического мироотношения. Оно строится как мироотношение, делящее мир на две части. Есть та часть, которой принадлежу я (негатив), которую я не принимаю. И есть другой мир, которому я не принадлежу, но о котором знаю. Но это идеальный мир реализованной мечты.
Здесь и сейчас – там и тогда.
1. Противостояние может носить географический характер, тогда идеальная сторона – Кавказ, реже Финляндия. Идеальное «там» обеспечено необычностью, непохожестью на то, что есть здесь.
2. Это соотношение может быть временным. В качестве идеального начала выступает героизированное прошлое, в котором живут открытые, сильные люди-герои.
Прошлое противопоставляется блеклому и безгеройному настоящему (Гоголь «Вечера…», Лермонтов «Песнь про купца Калашникова», «Бородино»). В данном случае история выступает как процесс порчи.
3. Редки случаи, когда в качестве идеала предстает будущее (Пушкин в письме к Чаадаеву).
4. В качестве негатива может выступать весь этот мир, земной, а в качестве идеала – мир потусторонний (Жуковский). Это религиозный вариант романтического мироотношения.
Такое представление о мире как о двоемирии существует только в сознании романтика. Реально оно проблематично. (Пушкин «Кавказский пленник», Лермонтов «Мцыри»)
Пафос романтического мироотношения – не только пафос неприятия, но и пафос вечного противостояния, неутоленного желания.
1. Рационалист исходит из того, что ценность личности зависит от ее места в социальной иерархии. Для романтика социальный статус человека не имеет значения либо он вторичен. Ценность человека – в его выделенности из среды, в его непохожести на других, исключительности. Причем это принимает очень причудливые формы – вплоть до физических и психических аномалий.
2. Рационализм предполагает, что функция человека должна абсолютно совпасть с функцией государства. Романтическая личность – личность асоциальная, стремящаяся к разрушению социальных структур (разбойники, культ Наполеона, борьба народов за национальную независимость).
3. Рационализм предполагает, что если сложную штуку под названием «мир» разложить на частные проблемы и решить по частям, то можно проникнуть в тайны мира. Романтизм исходит из представления о том, что мир есть тайна, а не задача; явление непознаваемое. Недоступно познание каких-то последних важных вещей. Отсюда следует:
4. Рационализм уповал на рациональные формы познания, мысль. «Все можно узнать». Романтизм испытывает глубочайшее недоверие к разуму. Все рациональные формы познания бессильны перед тайной мира и человека, таким образом, преобладает форма чувственного познания. Романтизм никогда ни в чем до конца не уверен, а отсюда следует, что:
5. Рационалист оценивает явления, исходя из абстрактной и внеличной системы ценностей. Романтизм в основу оценок явлений действительности кладет оценку эмоциональную. Романтика не интересует суть явления, а интересует только одно: хорошее оно или нет, привлекательное для него или нет.
Шкала романтических ценностей – шкала, где ценности рассредоточены по краям. Романтик не знает средних чувств, оценок, а знает только «да» или «нет».
Романтический человек в отличие от рационалиста внутренне изъят из среды. Он принадлежит ей лишь формально. Поэтому романтический человек знает одну форму самоутверждения – через подчинение окружающих его людей этого пошлого мира. Союз с ними невозможен, как и соседство, а значит, приходится подчинять.
Игнорирование человека пошлого мира – одна из форм подчинения его себе, при этом человек серой среды, как правило, глух к тому, что ценит романтик. Он может быть пассивен по отношению к романтической личности, может быть агрессивен.
Между романтической личностью и остальными людьми – состояние перманентной борьбы, противостояния. В неуважении к обыкновенному человеку романтическая личность может зайти очень далеко. (Пушкин, «Свободы сеятель пустынный»). Другая человеческая личность для романтика ценности не представляет.
Что являет собой романтизм как художественный метод?
1. Романтизм как художественный метод начинается с предпочтения лирики эпосу и драме. Эпос и драма трансформируются в лирический эпос и лирическую драму. При этом лирика как род и жанр доминирует. Поэзия – ведущая литературная форма.
2. Отказ романтизма от жанровых форм мышления, жанровой системы, жесткой связи, взаимообусловленности жанров. Романтизм практически изымает из оборота то, что называется высокими и низкими жанрами и активно эксплуатирует средние жанры (мадригал, эклога, послание). При этом романтизм сплавливает в пределах одного текста разножанровый текст.
В системе литературных жанров классицизма ведущую роль играл жанровый субъект (и нежанровые различия определялись жанровыми субъектами, их различиями). Романтизм отказывается и от жанрового субъекта. Все многообразие повествовательных форм стягивается к лирическому «я», выступающему как некая личность и персона, настаивающая на своем образе мыслей. Это приводит к образованию лирического героя, субъективизации.
Классицизм тяготел к сюжетной, композиционной, смысловой завершенности текста. Всякое отклонение от нормы должно было быть устранено. Романтизм отказывается от сужения набора сюжетных и прочих моделей, отказывается от завершенности текста, так как исчерпалась бы сам романтическая коллизия. Произведение может быть не завершено в реальном смысле слова (Гоголь), конец может быть смят и т. д.
Хронологические границы романтизма.
Мироотношение, раз появившись, никогда не уходит бесследно. Оно резонирует с глубокими уровнями сознания. Но о границах метода говорить можно. Возникнув в первые десятилетия 19 века, романтизм как художественный метод прекратил свое господствующее положение в 40-е гг. 19 века.
Романтический метод и романтическое мироотношение и романтический метод стали компонентом реалистического мироотношения и метода.
А также для всех желающих.
очень многа букаф
Романтизм как метод и мироотношение
1. Романтизм: хронология и типология.
2. Особенности романтического мироотношения.
3. Романтизм как художественный метод.
Романтизм занимает в литературе начала XIX века господствующее положение. Это единственный метод, который к середине 20-х гг. стал ведущим художественным методом в литературе и исчерпал все свои возможности к концу 30-х – началу 40-х гг.
Применительно к европейскому романтизму картина кажется ясной (реакция на французскую буржуазную революцию): попытка неприятия действительности.
Но в чем корни русского романтизма?
Влияние французской буржуазной революции было слабым. Была попытка поправить эту идею тем, что романтизм занесли в ходе войны 1812 года. Но первые романтические произведения появились уже в 1806-07 гг.
Истоки русского романтизма лежат не столько в истории и социальной жизни, сколько в собственно литературных недрах. Истоки заключались в кризисе просветительского, рационалистического сознания, господствовавшего в русском обществе.
Просветительство основывается на тезисе о том, что идеи правят миром. Первенство идеального начала относительно реального толковалось как тезис о том, что с помощью правильных идей можно построить правильное общество и сформировать правильного человека.
Однако возникает подозрение, что это неверно. К концу 18 века разрыв между накопленным идейным опытом и реальной социальной практикой оказался очевидным. Этот результат и послужил причиной. Следовательно, человек конца 18 – начала 19 века – рационалист, который начал излагать рационалистические идеи не только потому, что они верны, а и потому, что они начали наполняться человеческим содержанием. Из внеличных идей они стали превращаться в личные.
Присвоение, индивидуализация, субъективизация внеличных ценностей стала той почвой, из которой в начале 19 века начал прорастать русский романтизм.
Важно то, что к концу 18 века русский рационализм пришел к еще одному парадоксальному этапу. Он настаивал на создании грандиозной, незаурядной личности. Однако 18 век ставил перед человеческой личностью жесткие ограничения: требуя исключительности, требовал равно и одинаковости, похожести на всех остальных.
Требование исключительной личности может быть выполнено только тогда, когда эта личность выпадет из общей системы ценностей. И вот в творчестве Дмитриева, Карамзина возникают герои, которые отделяют себя от остального мира, и уходят в свой малый мир, живущий по своим законам. Так появляется тема «уголка». Но выпавший человек оказывается частным человеком, асоциальным, агосударственным.
Следующий шаг - узнавание горькой истины: от общих правил не убежать. Следовательно, «уголок» есть иллюзия, а большой мир – рядом с тобой. Тогда противостояние человека миру переносится из внешней сферы в духовную. Это и есть момент формирования романтического мироотношения. Оно строится как мироотношение, делящее мир на две части. Есть та часть, которой принадлежу я (негатив), которую я не принимаю. И есть другой мир, которому я не принадлежу, но о котором знаю. Но это идеальный мир реализованной мечты.
Здесь и сейчас – там и тогда.
1. Противостояние может носить географический характер, тогда идеальная сторона – Кавказ, реже Финляндия. Идеальное «там» обеспечено необычностью, непохожестью на то, что есть здесь.
2. Это соотношение может быть временным. В качестве идеального начала выступает героизированное прошлое, в котором живут открытые, сильные люди-герои.
Прошлое противопоставляется блеклому и безгеройному настоящему (Гоголь «Вечера…», Лермонтов «Песнь про купца Калашникова», «Бородино»). В данном случае история выступает как процесс порчи.
3. Редки случаи, когда в качестве идеала предстает будущее (Пушкин в письме к Чаадаеву).
4. В качестве негатива может выступать весь этот мир, земной, а в качестве идеала – мир потусторонний (Жуковский). Это религиозный вариант романтического мироотношения.
Такое представление о мире как о двоемирии существует только в сознании романтика. Реально оно проблематично. (Пушкин «Кавказский пленник», Лермонтов «Мцыри»)
Пафос романтического мироотношения – не только пафос неприятия, но и пафос вечного противостояния, неутоленного желания.
1. Рационалист исходит из того, что ценность личности зависит от ее места в социальной иерархии. Для романтика социальный статус человека не имеет значения либо он вторичен. Ценность человека – в его выделенности из среды, в его непохожести на других, исключительности. Причем это принимает очень причудливые формы – вплоть до физических и психических аномалий.
2. Рационализм предполагает, что функция человека должна абсолютно совпасть с функцией государства. Романтическая личность – личность асоциальная, стремящаяся к разрушению социальных структур (разбойники, культ Наполеона, борьба народов за национальную независимость).
3. Рационализм предполагает, что если сложную штуку под названием «мир» разложить на частные проблемы и решить по частям, то можно проникнуть в тайны мира. Романтизм исходит из представления о том, что мир есть тайна, а не задача; явление непознаваемое. Недоступно познание каких-то последних важных вещей. Отсюда следует:
4. Рационализм уповал на рациональные формы познания, мысль. «Все можно узнать». Романтизм испытывает глубочайшее недоверие к разуму. Все рациональные формы познания бессильны перед тайной мира и человека, таким образом, преобладает форма чувственного познания. Романтизм никогда ни в чем до конца не уверен, а отсюда следует, что:
5. Рационалист оценивает явления, исходя из абстрактной и внеличной системы ценностей. Романтизм в основу оценок явлений действительности кладет оценку эмоциональную. Романтика не интересует суть явления, а интересует только одно: хорошее оно или нет, привлекательное для него или нет.
Шкала романтических ценностей – шкала, где ценности рассредоточены по краям. Романтик не знает средних чувств, оценок, а знает только «да» или «нет».
Романтический человек в отличие от рационалиста внутренне изъят из среды. Он принадлежит ей лишь формально. Поэтому романтический человек знает одну форму самоутверждения – через подчинение окружающих его людей этого пошлого мира. Союз с ними невозможен, как и соседство, а значит, приходится подчинять.
Игнорирование человека пошлого мира – одна из форм подчинения его себе, при этом человек серой среды, как правило, глух к тому, что ценит романтик. Он может быть пассивен по отношению к романтической личности, может быть агрессивен.
Между романтической личностью и остальными людьми – состояние перманентной борьбы, противостояния. В неуважении к обыкновенному человеку романтическая личность может зайти очень далеко. (Пушкин, «Свободы сеятель пустынный»). Другая человеческая личность для романтика ценности не представляет.
Что являет собой романтизм как художественный метод?
1. Романтизм как художественный метод начинается с предпочтения лирики эпосу и драме. Эпос и драма трансформируются в лирический эпос и лирическую драму. При этом лирика как род и жанр доминирует. Поэзия – ведущая литературная форма.
2. Отказ романтизма от жанровых форм мышления, жанровой системы, жесткой связи, взаимообусловленности жанров. Романтизм практически изымает из оборота то, что называется высокими и низкими жанрами и активно эксплуатирует средние жанры (мадригал, эклога, послание). При этом романтизм сплавливает в пределах одного текста разножанровый текст.
В системе литературных жанров классицизма ведущую роль играл жанровый субъект (и нежанровые различия определялись жанровыми субъектами, их различиями). Романтизм отказывается и от жанрового субъекта. Все многообразие повествовательных форм стягивается к лирическому «я», выступающему как некая личность и персона, настаивающая на своем образе мыслей. Это приводит к образованию лирического героя, субъективизации.
Классицизм тяготел к сюжетной, композиционной, смысловой завершенности текста. Всякое отклонение от нормы должно было быть устранено. Романтизм отказывается от сужения набора сюжетных и прочих моделей, отказывается от завершенности текста, так как исчерпалась бы сам романтическая коллизия. Произведение может быть не завершено в реальном смысле слова (Гоголь), конец может быть смят и т. д.
Хронологические границы романтизма.
Мироотношение, раз появившись, никогда не уходит бесследно. Оно резонирует с глубокими уровнями сознания. Но о границах метода говорить можно. Возникнув в первые десятилетия 19 века, романтизм как художественный метод прекратил свое господствующее положение в 40-е гг. 19 века.
Романтический метод и романтическое мироотношение и романтический метод стали компонентом реалистического мироотношения и метода.