Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
...а расскажите мне, в чем, на ваш взгляд, смысл беты?

Допустим, это не спеллчекер и не полноправный соавтор. Тогда зачем?

Комментарии
16.11.2007 в 21:56

"я регулярно три года в школе только тем и занимался, что помогал людям выражать их мысли, формулировать их так, чтобы кто-нибудь, кроме них, мог ЭТО понять. Редактор делает то же, но на более высоком уровне"

Литредактор, уточним.
Вот, предположим, есть у нас Пушкин. Его тоже кто-то когда-то учил выражать свои мысли на уровне школьном. Имя его гувернера я, честно говоря, не помню. В Лицее это был больше всех Мерзляков. Потом Пушкин вступил в "Арзамас", где старшие товарищи не только им восхищались, но и его покритиковывали, не без того. Потом о нем писали статьи критики. В той или иной степени все это влияло на его работу. Но вот Пушкину, предположим, 35 лет, он пишет свои поздние вещи. Как вы думаете, найдется на него литредактор во всей России? Притом, что современники не воспринимали позднего Пушкина. Или Александр Сергеевич сам себе редактор - годами он совершенствовал свое перо, и никто лучше его самого не скажет то, что он хочет сказать.
Аня ведь об этом говорит. Не о старшекласснике, которого надо учить выражать свои мысли, а о достаточно зрелом, или достаточно профессиональном, или очень требовательном к себе авторе. Зачем ему бета и что такое бета по отношению к нему?
16.11.2007 в 21:57

воображаемый друг Фэй В.
Вы не понимаете разницы между иной концепцией и развесистой клюквой? Между метафорой и элементарной неспособностью выразить мысль? Редактор-то, по идее, должен понимать. Как корректор должен уметь отличать метки авторского стиля от языковых недочетов. Со стилем проще, но принцип тот же.
16.11.2007 в 21:58

"Про Стендаля. Вы знаете, я не поверю, что до буквально последних лет существовало хотя бы одно издательство (журнал, альманах, что угодно), в котором книги не проходили редактуру-корректуру, а заодно - цензуру"

Стендаля и Гегеля редактировали, безусловно. В их время книгоиздательская промышленность уже существовала. Но не думаю, что их редактировали по принципу беты в сети - т.е. исправляли им неудачные обороты. Скорее бережно сверялись с черновиками (буде таковые были) в случае явной описки или ошибки автора.
А цензура это несколько иное.
16.11.2007 в 21:59

River
"найдется на него литредактор во всей России?"

нашелся, кстати. Царь :-)))))))))))))))))))))))))))))))))). Бета типо.
16.11.2007 в 22:00

воображаемый друг Фэй В.
Да, кстати, ни одна бета и не станет ничего менять в Вашем тексте без Вашего согласия.
:nope:
16.11.2007 в 22:11

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Талант (в любой области) - это работа с идеями, с содержанием, а письмо, обработка этих идей, форма - во многом механический навык.

Странно, мне казалось, что талант - это и то, и другое. Второе, конечно, более механическая работа, но таланта без нее тоже не бывает. Как, к примеру, Довлатов правил сам себя, убирая из предложения слова, начинающиеся на одну и ту же букву.

Кстати, Ася, по отношению к Пушкину царь был скорее не редактор, а цензор и соцзаказ. Это же он требовал "роман в духе Вальтер Скотта" вместо "Годунова"?
16.11.2007 в 22:11

воображаемый друг Фэй В.
River,
>> Аня ведь об этом говорит. Не о старшекласснике, которого надо учить выражать свои мысли, а о достаточно зрелом, или достаточно профессиональном, или очень требовательном к себе авторе.
Неа. Мы не о Пушкине. Мы о бетах. Это, простите, все-таки, ближе к старшеклассникам.=)
И бета тут человек, который ткнет пальцем в текст и спросит: а вот тут кто на ком стоял? мне непонятно.

Вы сильно недооцениваете цинизм журнальных редакторов, я думаю. Хотя, может, за два века они так мутировали... :lol:
16.11.2007 в 22:22

воображаемый друг Фэй В.
институтка, работая над текстом (своим или переводным), я в среднем проверяю каждое предложение по 20-30-40 раз. П.ч. только после последней точки текст перечитывается-вычитывается раз 10. Я обычно прошу "побетить" нескольких человек, вылизываю сам, вылизываю после бет, ну и так далее.
А редактору-профессионалу я ни один из этих текстов не дам. Ибо грязи там...
Это чисто механической грязи, угу. И это при том, что я не на сапожника учился.

Поэтому это "правил сам себя" у меня ничего, кроме умиления, не вызывает. Что, конечно, никак не сказывается на моем отношении к Довлатову.

Талант без слова мы просто не видим, он не реализуется. Или видим немного в другом качестве - в роли общественных деятелей, например. А для тех, у кого есть дар слова, но нет писательского таланта, - как раз и остается редактура. Ну или перевод.


16.11.2007 в 22:25

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
lyre_bird, хм, ну у меня не в таких масштабах (я просто не начинаю писать, пока не выстрою предложение). Наверное, это та пресловутая разница в подходах: кто-то пишет черновик и потом правит-правит-правит, а кто-то наоборот, в голове правит, а написанный текст подвергает потом незначительному причесыванию.

Поэтому это "правил сам себя" у меня ничего, кроме умиления, не вызывает.
Тем не менее, текстами Довлатова мы обязаны прежде всего ему самому. Его саморедактуре. Ведь если вы чего-то не умеете, это же не значит, что не умеет никто другой?
16.11.2007 в 22:28

lyre_bird
"с филологической точки зрения фраза прекрасна"

Так я не понимаю, по каким критериям можно установить "офигенский талант", если у него нет "элементарных навыков". По его уверению, что он офигенский талант что ли?

"Талант (в любой области) - это работа с идеями, с содержанием, а письмо, обработка этих идей, форма - во многом механический навык"

Вы ошибаетесь. Содержание есть форма, форма есть содержание. "Механический навык" - это а) литературные штампы, либо б) профессионализм, позволяющий их избегать.

"Можно знать, но не уметь"

Нельзя. Это называется графоманство, одним из основных признаков которого является святая вера в собственный офигенский талант.

"это цензура. В советское время редактировали головы, а не тексты"

Не всегда. Я имела в виду ситуацию с детской литературой или с литературой братских республик когда прекрасные литредакторы фактически выступали соавторами. Например, писатель Чингиз Айтматов - в жж Березина была серия постов, рассказывающих о том, что прославившие его тексты создавались литредактором.
16.11.2007 в 22:29

lyre_bird
"Вы не понимаете разницы между иной концепцией и развесистой клюквой? Между метафорой и элементарной неспособностью выразить мысль?"

Вот сейчас я не понимаю вашу мысль, признаться.
16.11.2007 в 22:31

воображаемый друг Фэй В.
институтка, нет, я чистовик именно правлю. Поэтому пишу так мало и медленно - дико энергозатратно.

Абзац выше про то, что редактура не исключает работы автора над текстом. И наоборот. А не про то, что я чего-то не могу.

:) Я тут могу только повторить за kate-kapella: я не видел в фанфикшене/самиздате текстов, близких по уровню к Довлатову. Сравнимых с. Уж не говоря о Пушкине.
И это при том, что я не ставлю себе задачи вылавливать языковые ляпы, меня содержание больше интересует.
16.11.2007 в 22:34

lyre_bird
"Да, кстати, ни одна бета и не станет ничего менять в Вашем тексте без Вашего согласия"

Так не в этом же суть спора. Спор о том, возможен ли редактор по принципу беты у гения или хотя бы очень талантливого писателя.

"Неа. Мы не о Пушкине. Мы о бетах"

Насколько я поняла Анины вопросы на предыдущей странице, ее интересует, что такое бета при состоявшемся авторе, при писателе, а не при фанфикописце.
16.11.2007 в 22:38

институтка
насчет царя я пошутила. Но он пытался быть литредактором, однако :-))). Т.е. он искренне думал, что так будет лучше.
16.11.2007 в 22:40

lyre_bird
"задачи вылавливать языковые ляпы, меня содержание больше интересует"

Языковые ляпы - это и есть содержание. Вот если бы вы орфографические ошибки не видели, это было бы совсем другое дело.
16.11.2007 в 22:45

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
River, ну, если рассматривать цель литредактора как "будет лучше", то да.

Не знаю, поверят мне сейчас или нет, но мне было искренне непонятно, зачем бета. Не укладывалось в голове. А оказывается, происходит огромная правочная работа...
16.11.2007 в 22:50

институтка
Ну, конечно, если автор свой собственный текст не слышит - что ты хочешь-то.
Тебе просто непонятно, как можно не слышать собственный текст.
Не слышишь - не пиши или работай над собой, пока не услышишь.
16.11.2007 в 23:32

воображаемый друг Фэй В.
River, дык возможен. Гений может послать - а может и прислушаться. Ни один совет не бывает лишним даже для гения, я гением не был, но в этом убежден.
Но речь не о гениях была изначально. Я о гениях, идеально владеющих родным языком, не буду.
:)

Стилистические ляпы от орфографических не отличаются. Формально. Они нарушение правил языка, и все. Язык - это логика, это математика. "Нарушения" в нем так же четко структурированы, как и нормы. Я этого не могу объяснить=) Ну уверяю Вас, в тексте метафора от ошибки обычно отличается на раз. Оправданный повтор от неоправданного, акцент от тавтологии... ну и прочее. Ошибка от приема отличается. Для человека, владеющего языком, имеющего языковое чутье.

При состоявшемся авторе "беты" не бывает. Бывает редактор, а это разница. В зарплате! :lol:
И в уровне, иногда.

институтка
River
По сути "работай над собой, пока не услышишь" и значит "прислушивайся к бете, к редактору, к читателям, к отзывам". Есть такой стааарый анекдот про мальчика и правило проверяемых безударных главных в корне: "Я же не знал, где именно надо сомневаться". Ни один автор заведомо не пишет неправильно. Ошибка совершается там, где нахождение правильного решения самостоятельно невозможно.
Я не знаю, как это работает, кстати. Я никогда не работал с редактором (о чем сегодня написал как раз), а грамотность у меня врожденная. Но из нескольких разборов чужих текстов я научился НЕ делать нескольких вещей. думается, даже осознал, почему именно так елать не надо и в каких случаях не надо делать ЭТОГО. И на том мерси.
16.11.2007 в 23:37

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Ошибка совершается там, где нахождение правильного решения самостоятельно невозможно.
Черт возьми, как можно не слышать собственного текста?
Я понимаю - в нем можно сомневаться. В нем можно нащупывать конкретные методы, границы, способы выражения.
Но не слышать?! Как это?
16.11.2007 в 23:52

воображаемый друг Фэй В.
институтка, у меня такое ощущение, что Вы банально не понимаете, о чем речь.
Я не знаю, как объяснить.=/ Вы слышите свой текст, ага. Только то, что Вы слышите, может быть очень далеко от русского языка, от законов физики, от формальной логики и от здравого смысла заодно.
16.11.2007 в 23:55

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Только то, что Вы слышите, может быть очень далеко от русского языка, от законов физики, от формальной логики и от здравого смысла заодно.
Блин, ну тогда скажите, почему у меня так не бывает? Почему я, работая над текстом, всегда учитываю все эти факторы?
16.11.2007 в 23:55

воображаемый друг Фэй В.
И, конечно, очень маленькое количество людей способно прочесть свой текст с нуля, стерев из памяти все рассуждения, весь объем данных, не вошедших в текст. Автор добавляет деталь, придавая ей некое символичестое значение, которое элементарно может не читаться - т.к. сопроводительная информация осталась у автора в голове.
17.11.2007 в 00:09

воображаемый друг Фэй В.
институтка А кто про генетику спрашивал несколькими постами ниже? :laugh:

Еще раз. Ни один человек не совершает ошибки намеренно. Вчитайтесь в эту фразу, пожалуйста.

Слушайте, отдайте свой текст профи на растерзание? :)

Всё, я ушёл, ибо мы пошли по кругу.
17.11.2007 в 00:19

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
А кто про генетику спрашивал несколькими постами ниже?
Господи, так это же была шутка! Ну пришел человек, задал вопрос, не важный для функционирования текста. Мне стало смешно, что человек так интересно на текст посмотрел.

Слушайте, отдайте свой текст профи на растерзание?
Хм... если серьезно, то есть не более десяти человек, которым я была бы согласна отдать свой текст - но не металитературный. Потому что металитературой они справедливо не интересуются.
17.11.2007 в 00:24

воображаемый друг Фэй В.
О. Вот оно "не знаю, в каком месте сомневаться".
17.11.2007 в 00:26

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
lyre_bird, простите, не поняла.
17.11.2007 в 00:38

воображаемый друг Фэй В.
Теоретически в этом месте могла быть дыра в матчасти. Не только вэтом наверняка. Это просто кстати о том, что именно с Вами такого быть не может.

Хе, 10 человек металитературой не интересуются абсолютно напрасно.:)
Я, дурак, жалею, что никогда не напишу чего-нить ислледовательского на материале фанфиков...

17.11.2007 в 00:50

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Теоретически в этом месте могла быть дыра в матчасти.
Ее там нет, потому что нет матчасти. Это неважно для функционирования текста. Точно так же, как неважен, скажем, математический аппарат деритринитации.
В каких-то случаях, я не спорю, бывает важно. (ср. логический ляп в последней новелле ПНВС) Но не здесь.
Тут просто было смешно, что человек текст воспринимает как, кхм, реальную историю, которую я только пересказываю.

Хе, 10 человек металитературой не интересуются абсолютно напрасно.
Им вообще есть чем интересоваться, помимо этого:-)
По фанфикам писала Линор Горалик, кстати, небольшую статью. Я знаю, есть начатая работа по феномену Мэри-Сью как способа организации текста.
Мне, например, интересна тема отличия энцешных фанфиков от порнографии:-) Если следовать структурному отличию порнухи от кино с порнографическими сценами, можно накопать много интересного.
Есть, опять же, сравнение тем, поднимаемых каноном и тем, предпочитаемых фаноном. Есть феномен пейринга. Есть специфическая стилистика. Есть, хм, композиция и точки зрения в контексте энцы (я как раз этой темой заинтересовалась, но заказанная книга еще не пришла).

17.11.2007 в 00:53

воображаемый друг Фэй В.
институтка, ну да. Абсолютному юольшинству людей вообще есть чем интересоваться, помимо литературы и искусства, тоже верно...

Я тоже воспринимаю как реальную историю, которая пересказывается с т.з. одного из персонажей. :yes:
17.11.2007 в 00:58

Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
ну да. Абсолютному юольшинству людей вообще есть чем интересоваться, помимо литературы и искусства, тоже верно...
Вы знаете, они этим и интересуются:-))))))))))) Только не металитературой. Ну что ж, их право.

Я тоже воспринимаю как реальную историю, которая пересказывается с т.з. одного из персонажей.
Ого! Но ведь пересказанная история и литература (ну пусть даже мета-) - это вовсе не одно и то же. Как только это отличие осознали, и началась литература как таковая. Она так и вышла из эпоса. Если мне память не изменяет:-) Единственно, что в эпосе не было "точки зрения" как приема.


Кстати, я все хочу спросить: вы же работаете только в одном фандоме? А то можно было бы исследовать вместе...;-) Я не так много читаю фанфиков, к сожалению.